Представленная ниже типология работников
была разработана бывшим руководителем, а
ныне преподавателем психологии управления
Ю. Красовским.
"Творец". Работу выполняет играючи, потому
что ему все интересно. Всегда хочет сделать
и лучше, и быстрее, и больше. И все время
чего-то ищет. О таком в характеристике пишут,
что он "постоянно проявляет инициативу,
ответственно относится к делу и пользуется
авторитетом товарищей по работе". Хотя
многие смотрят на него как на чудака: "И
чего он из кожи вон лезет?"
"Творец" уязвим и раним, нуждается
в доброжелательной поддержке и признании.
Не умеет и не хочет подлаживаться к окружающему
порядку, особенно если он в чем-то несовершенен.
Уважает открытость отношений и честность,
наивно полагая, что все должны быть такими,
как он. Поэтому ему в жизни приходится трудно,
особенно когда надо отстаивать свои идеи.
Первая задача руководителя - предостеречь
его от ошибок, наладить постоянное творческое
взаимодействие и в процессе передачи решений
на исполнение, и в организации конечного
результата.
"Незаменимый". В каждом коллективе такой есть почти
всегда. Он тянет воз, соглашаясь вкалывать,
подменять, замещать и представлять. Он универсал,
потому что все умеет. Но, в отличие от тех,
кто не тянет, он никогда не "вырастет".
Просто ему некогда. А зачем, опять же, расти?
Он и так овладел всеми смежными специальностями
на своем участке. Это он чаще всех делает
не только свою работу, но и работает "за
того парня". Причем всегда на совесть.
Он вообще служит не работе, а долгу. "Надо,
Федя, надо!" Дважды его просить не стоит
- обидится. Он преисполнен гордости, что
все может. Особенно когда его просят выполнить
самую трудную работу. Он знает: "Кроме
меня - некому". И действительно: руководитель
без него как без рук.
Если "незаменимый" заболевает,
всем ясно, что премий и других льгот не видать.
Его уважают, хотя считают "рабочей лошадкой".
"Себялюбец". На первом месте у него собственное
"я". Берется за дело только тогда,
когда можно себя показать. Тем не менее,
если держать его "в рамках", может
принести пользу. Беда, однако, в том, что
его никак не удержишь. Так и норовит где-нибудь
выделиться!
"Деловик". Ему неважно, ради чего надо что-то
делать. Он силен практицизмом. Может идти
к конечному результату любыми средствами.
За ним глаз да глаз нужен. Он всегда подчиняется
сиюминутной выгоде. Но не способен соотносить
задачи своего участка с задачами общего фронта
работ. Абстрактное мышление он считает философствованием.
Перед ним обязательно нужно ставить конкретные
цели, разъяснять их, воспитывать привычку
смотреть вперед, оглядываться назад и посматривать
по сторонам.
"Игрун". У него развит избирательный интерес
к деятельности. Он может работать только
тогда, когда работа ему нравится. Но его
интерес неустойчив: быстро загорается и так
же быстро остывает. Сам мучается и других
мучает. Дадут ему интересное дело, а через
два дня, смотришь, уже скучает. И делает
его тяп-ляп. Азарт пропал. Такого время от
времени необходимо встряхивать.
"Архивариус". За этого можно быть всегда спокойным,
потому что он делает все по инструкции. К
нему часто приходится обращаться за советом
по поводу неразберихи в документах. Ему смело
можно поручать то, что связано с их оформлением.
Но ни в коем случае - ничего нового: засушит
на корню. И обращаться к нему надо так, чтобы
не отпугнуть и чтобы ему приятно было: "Эти
документы так к вам и просятся. Поработайте,
пожалуйста, с ними, как вы это умеете, чтобы
никто потом придраться не смог". Вообще
ему лучше доверить все папки с входящей и
исходящей документацией. Тогда его работа
приобретает масштабность и смысл. И он почувствует
себя нужным человеком в коллективе.
Следующие два типа относятся преимущественно
к женскому полу.
"Моралистка". Часто говорит, что свое уже отработала.
Пенсия на носу. Держится властно, как царица-мать.
Но в любое время может обернуться ведьмой.
Любит всех поучать. Ее не надо воспитывать.
Она сама всех воспитывает. "Вот когда
я была в вашем возрасте, молодой человек..."
Какая она была, никто не знает, но приходится
верить ей на слово. Лучше всего обращаться
к ней минут за 10-15 до обеденного перерыва.
Но не с утра. Потому что тогда придется выслушивать
ее советы до обеда. Даже если намекнете на
нехватку времени.
"Золушка". Обычно еще где-то учится на вечернем.
Поэтому все время сидит с конспектами. Но
работу делает, не перегружая себя при этом,
конечно. Хочет, получив диплом, остаться
здесь. И еще хочет, чтобы ее нашел какой-нибудь
принц из соседней организации, Поэтому чаще
других выходит на лестницу, где курят.
"Дилетант". Совсем недавно закончил учебу. Хочет
самоутвердиться в жизни, но не знает, где
и как. И только теперь осознает, что не тому
учился. И не в том учебном заведении. А поэтому
пока отсиживается. И, конечно, тоже не перенапрягается.
"Скептик". Как правило, он уже не молод. Успел
многое повидать в жизни. Сменил не одно место
работы, побывал и на руководящих должностях.
Начинает выполнять задание после второго
напоминания. Или после третьего. Потому что
ни в одном не видит смысла. К нему никакой
индивидуальный подход уже, пожалуй, не нужен.
Как ни обратись, все не так. И никакой обратной
связи он не ищет.