Говоря о способности, а еще чаще о неспособности
ориентироваться в дорожных условиях, как
правило, имеют в виду дефекты зрения. А они
есть у каждого третьего.
Способны ли вы, например, наблюдать обстановку
впереди себя и при этом следить за тем, что
происходит сбоку? В данном случае речь идет
о боковом зрении. Оно особенно необходимо
в условиях города, где опасность часто появляется
со стороны. Проверить его несложно.
Встаньте и, держа голову прямо, смотрите
на любой объект, находящийся в десяти метрах
перед вами. Разведите руки в стороны так,
чтобы они образовали прямую линию. Начинайте
их сводить, не опуская вниз. Как только вы
сможете видеть их боковым зрением. замрите
и определите угол между таким положением
рук и исходным. Если он менее 20 градусов,
у вас все в порядке.
Весьма полезно иметь информацию о специфике
своего зрения ночью и скорости реагирования
на ослепление. Эти характеристики квалифицированно
может определить лишь окулист.
Коснемся и неспособности различать цвета
или, другими словами, дальтонизма. К этому
качеству водителя обычно предъявляются достаточно
строгие требования. Однако при изучении дорожно-транспортных
происшествий с водителями-дальтониками не
было обнаружено никакой связи между причинами
ДТП и неспособностью различать цвета. Это,
конечно, не означает, что дальтоник не может
попасть в беду, спутав сигналы светофора,
но, по-видимому, вероятность этого невелика.
Странно? Не совсем. Ведь, приближаясь к перекрестку,
можно следить за движением других транспортных
средств и таким образом определить режим
работы светофора. Люди, постоянно пользующиеся
этим способом, добиваются очень высокой точности
оценки ситуации.
Есть еще одна особенности зрения, о которой
мало кто знает. Это - преимущественное использование
правого или левого глаза. Напрашивается предположение,
что доминирующим становится тот глаз, который
лучше видит. Однако это не так. В ряде случаев
и слабый глаз тоже может быть доминирующим.
Человек лучше видит ситуацию со стороны доминирующего
глаза и значительно хуже то, что происходит
с другой стороны. Поэтому, например, пешеход,
у которого доминирует левый глаз, может не
заметить машину, подъезжающую справа.
Определить доминирующий глаз просто. Вытяните обе руки вперед, большим и указательным
пальцами зажмите кольцо и, глядя сквозь него,
зафиксируйте какой-нибудь объект (например,
спичечный коробок), находящийся на некотором
расстоянии от вас так, чтобы он попал строго
в центр кольца. После этого закрывайте сначала
один глаз, а затем другой, и отмечайте, в
каком случае (запомните - какой глаз закрыт!)
объект больше смещается к центру кольца.
Противоположный ему глаз и является доминирующим.
Для компенсации такой особенности зрения
нужно внимательно осматривать обстановку
со стороны, противоположной доминирующему
глазу, при этом лучше не ограничиваться простым
смещением глаз, а повернуть голову - особенно
это важно на перекрестках.
Теперь коротко о слухе. Он помогает на дороге
услышать приближение опасности, которую трудно
увидеть. Например, предупреждающий об опасности
звуковой сигнал обгоняющего автомобиля, сирену
"скорой помощи", скрип тормозов...
Человек с нормальным слухом может слышать
слова, сказанные обычным голосом, на расстоянии
до 6 метров. Если у вас пониженный слух,
то старайтесь компенсировать этот недостаток
за счет зрения. Кроме того, не включайте
громко радио или магнитофон, находясь за
рулем.
Скорость двигательной реакции - также важное,
но далеко не самое главное качество водителя
и пешехода. Нередко люди с отличной реакцией
попадают в происшествия чаще других. Почему?
Из-за того, что сначала делают, а потом думают.
Поэтому, если у вас не очень высокая скорость
реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного
в этом нет. Вы можете с успехом компенсировать
ее за счет умения заранее прогнозировать
опасность и четко отработанных навыков поведения
в критических ситуациях.
Для определения скорости своей реакции возьмите
полоску картона длиной 12 см и шириной 3
см. Попросите кого-нибудь подержать ее так,
чтобы нижний конец находился между большим
и указательным пальцами вашей правой руки.
(Но не касайтесь ее!) Тот, кто держит полоску,
должен неожиданно для вас отпустить ее, а
вы - поймать двумя пальцами. Если не успели
- значит, не стоит обольщаться в отношении
своей реакции.
Удачи на дорогах!